Главная страница

Автобиография

Фотографии

Репертуар

Статья "Ареализм"

Статья "Бард-опера"

Творчество

Ссылки

Написать мне




БАРД - ОПЕРА

ИСТОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ



Бард-опера - новое направление в музыкальном творчестве, возникшее в России в конце 20 века. С момента появления первой бард-оперы прошло более 20 лет. Чем может привлечь публику новое и малоизвестное направление музыкального искусства?


Что является основой бард-оперы?


Как следует из самого названия, основой бард-оперы является бардовская песня, т.е. "…стихи, положенные на ритмическую основу…" (по В.Высоцкому).


В чем ее отличие от классической бардовской песни?


Бард-опера является произведением, состоящим из бардовских песен и ориентированным на раскрытие сложных сюжетных линий.

Принципиальным отличием бардовской песни в бард-опере от бардовской песни как таковой является иная форма её построения.

Одна песня или цикл бардовских песен на одну тематику (военную, лирическую и т.д.) состоят из самодостаточных произведений. На концерте достаточно объявить: "…песня из цикла о …" и дальнейших комментариев не требуется.

Песня из бард-оперы может являться самостоятельным произведением (как частный случай), однако форма построения бард-оперы подразумевает раскрытие единого замысла, что требует не бард-песни, а БАРД-АРИИ. Иначе: бард-ария это песня связанная сюжетно, контекстно и музыкально с предыдущими (последующими) песнями бард-оперы.

При раскрытии сюжета возникает проблема передачи глубины ситуации при невозможности вместить в классические рамки песни текст произведения дословно, например монологи "Гамлета". Бард-ария позволяет использовать классические песенные приёмы, раскрывающие эмоциональный накал ситуации, не прибегая к дословному описанию сцены. Но связанность бард-арии и отсутствие ограничивающих рамок (необходимости уложить сцену в самодостаточную песню) позволяют автору раскрывать ситуации в несколько приемов (бард-арий). Предыдущая ария подводит слушателя к содержанию сцены и таким образом происходит расширение рамок бард-песни до диапазона бард-арии. Описание ситуации несколькими раздельными песнями-ариями дает возможность автору раскрыть не только сюжетный ход, но и дать глубинный подтекст, не стесняя себя в художественных средст-вах.

Резюме: Таким образом, построенная на классической бардовской основе бард-опера является более масштабным и более сложным произведением. Бард-опера является новым уровнем развития бардовской песни, безусловно, не отрицающим своей первоосновы. И как новый, более сложный и, следовательно, более многовариантный вид музыкального творчества бард-опера предоставляет широчайшие возможности реализации своих замыслов поэту, музыканту и режиссеру.



Каковы направления развития бардовской оперы?


ОТ БАРДОВСКОЙ ПЕСНИ К БАРД-ОПЕРЕ И ДАЛЕЕ К ТЕАТРУ БАРД-ОПЕРЫ


Переход от бардовской песни к бард-опере открыл возможность ставить перед автором задачи, решение которых было непосильно ранее вследствие ограниченности масштаба произведения. Невозможно вложить в одну песню несколько глобальных идей так, чтобы слушатель воспринял их все. Наоборот одна песня посвящается раскрытию конкретного образа или ситуации. Бард-опера снимает эти ограничения!

Кроме того, построение бард-оперы из бард-арий позволяет применять необычные, оригинальные переходы от одной сцены к другой. Становятся уместными комментарии и отдельные стихи в промежутках между песнями. Комментарий или повествование просто необходимы для подведения слуша-теля к следующей сцене, реализованной в песне. В музыкальном плане появляется возможность введения в общее произведение главной темы, которая периодически проявляется по ходу действия.

Сложность, многовариантность и большая художественная палитра бард-оперы позволяют сделать следующий шаг - переход к ТЕАТРУ БАРД-ОПЕРЫ. Этот подход подразумевает построение представления не в форме концерта, а в форме спектакля. Спектакль подразумевает режиссуру, постановку декораций и света, расширяя возможности творчества еще более. Перемещение декораций, света и исполнителя наполняют действие дополнительной динамикой, помимо динамики песенной. Такой подход может вывести бардовскую песню из небольших аудиторий на театральные подмостки и залы.

В перспективе моноспектакль одного исполнителя может превратиться в музыкально-театральное шоу.



Hosted by uCoz